Социально-исторические истоки образования:
• рост промышленности
• признание целесообразности массового образования, финансируемого государством
• приток мигрантов
Направления:
1. позитивистская и натуралистическая концепции (Конт, Спенсер)
2. идеи образования в концепции Карла Маркса:
a. всеобщность образования
b. светскость образования
c. заинтересованность в формировании личности «нового типа»
d. не семья, а государство должно быть ведущим в образовании
e. развитие всесторонне развитой личности
f. образование должно выполнять государственный заказ
3. психологическое направление:
a. Уорд – образование – стимул и самая надежная форма социальных преобразований; должно быть всеобщим, равным, обязательным
b. Лебон – в основе системы воспитания лежит подражание; главное образование – профессиональное
c. Кули – образование – социальное наследование, развитие способностей
4. классическая немецкая социология:
a. Зиммель – в основе воспитания и образования лежит социальное взаимодействие; процесс воспитания измеряется «силой обратного действия»; «субъект-субъектные» отношения; учитываются индивидуальные качества обучаемого; процесс воспитания должен носить безличностный характер; основа педагогики сотрудничества
b. Вебер – образование – фактор стратификации; образование в основе знаний, умений, профессионального мастерства; профессионализация деятельности работника; образование – фактор, объясняющий экономическое поведение людей; исторический анализ образования
5. Дюркгейм:
a. образование – часть воспитания
b. воспитание – социальный институт
c. главное – функция образования в обществе
d. функции: достижение социальной солидарности, обеспечение в обществе согласия, порядка и т.д.
e. педагогика зависит от социологии
6. Сорокин:
a. школа – «социальный лифт»
b. школа – фактор социальной мобильности
c. функции школы: тестирующая, дистрибутивная
7. Манхейм:
a. социальная обусловленность образования
b. обусловлено интегрально и фрагментально
8. вторая половина 20в (Бергер и Лукман):
a. формальность во взаимодействии между учителем и учеником
b. образование – фактор развития общества
c. передача связана с воспроизводством знания
d. содержание образования – социальная проблема
9. социология образования в России (60-е-90-е гг):
a. деление на обучение и воспитание
b. образование как процесс и результат
c. разные предметные области
d. образование как социальный институт (Филлипов и Зборовский)