Педагогическое представление:
1. Амонашвили :
a. авторитарно-императивная парадигма – индивидуальность учащегося подчиняется воле взрослого
b. гуманная парадигма – гуманный подход к ребенку
2. Ямбург:
a. когнитивная парадигма – акцент на интеллектуальном развитии учащихся
b. личностная парадигма – главное- эмоциональное и социальное развитие учащихся
3. Корнетов:
Педагогическая парадигма – совокупность устойчивых характеристик, которые определяют содержательное единство схем теоретической и практической деятельности независимо от степени их рефлексии.
a. авторитарная парадигма – ученик – объект воздействия, учитель – субъет
b. манипулятивная – учащийся – объект и субъект воздействия, минимальное вмешательство учителя
c. парадигма педагогики поддержки – достижение цели совместными усилиями педагога и ученика
Социологический подход:
1. Государственно-образовательная парадигма – выявление взаимосвязей между государством и образованием
2. Производственно-образовательная – связи между производством и образование
3. Научно-образовательная – связи между наукой и образованием
4. Культурно-образовательная – связь между культурой и образованием
5. Семейно-образовательная – семья – первичный образовательный институт