Для более полного знания процессов, происходящих в сфере образования, и осуществления управленческой политики в ней необходимо проведение социологических исследований.
Проблема – получение достоверной социологической информации (вид социальной информации, который получается с помощью соиолог. методов)
Социологическая информация бывает:
• Объективной (законы и подзаконные акты об образовании, статистические данные о его состоянии, отчеты образовательных учреждений)
• Субъективной (мнения, суждения, оценки людей)
• Первичной (информация, которая не может быть непосредственно использована в работе: анкеты, бланки интервью, дневники и т.д.)
• Вторичной (обработанная, проанализированная информация)
Информация должна быть:
• Репрезентативна
• Валидна
• Надежна
• Обоснованна
Количественные исследования
Количественная стратегия является традиционной для отечественной социологии образования. Большинство исследований осуществляется в рамках этого подхода.
Это обусловлено:
• Традиции доминирования позитивизма в отечественной социологии, на котором построен количественный метод
• Ориентация соц. образования на макроисследования (образование как институт, сложная система, его влияние на другие институты и подсистемы общества)
Данная стратегия оптимальна, когда объектом исследования становится большая социальная общность или взаимодействие нескольких соц. групп, включенных в образовательный процесс (Пример: отношение различных групп населения к реформам образования, анализ потребностей слоев населения в образовательных услугах, место образования в жизненных планах молодежи)
Необходимая составляющая количественной стратегии – проработанная программа исследования, состоящая из 3х разделов:
• Методологический раздел (формулировка проблемы, определение цели и задач исследования, определение объекта и предмета, интерпретация основных понятий, предварительный системный анализ, выдвижение гипотез)
• Методический (выбор стратегического плана исследования, построение выборки, определение и подбор необходимых методов сбора и анализа информации)
• Организационный (разделение социологического труда, контроль)
Качественные исследования
Еще не нашли достаточного применения в исследовании образования. Базирующиеся на интерпретативных парадигмах социологического знания (символический интерракционазм, этнометодология, феноменология) качественные стратегии применяются в рамках микроисследований.
В соц. образовании актуально применение следующих методов:
• Кейс-стади – углубленный анализ индивидуального случая в реальном контексте с использованием разнообразных источников информации. Цель – понимание социального явления
• История жизни
• Обоснованная история
• Устная история
• Фокус-группа
• Неформализованное интервью
Объектом изучения может выступать:
• Отдельная личность (учащийся, преподаватель, административный работник)
• Соц. группа (учебный/педагогический коллектив)
• Организация (школа, вуз, клуб)
• Система межличностных отношений (учащийся-учитель, учитель-родитель, учитель-учитель)
Исследование начинается с разработки общей схемы, формулировки исследовательских вопросов, определения выборки (которая, как правило, не претендует на репрезентативность), подборка методов сбора информации. В ходе исследования эта схема постоянно подвергается корректировки.
Пример того, что можно исследовать с помощью качественных стратегий (в области самообразования):
• Анализ интерпретаций студентами понятия самообразования
• Изучение типичных стратегий самообразовательной деятельности
• Выявление влияния окружения на формирование самообразовательных стратегий