Соц. образования окончательно конструировалась как особая, специфическая отрасль знания к середине ХХ века (ранее других стран это произошло в США).
В США имело место противоборство социологии образования и образовательной социологии. Вторая в итоге стала частью педагогики и сосредоточилась на чисто практических вопросах работы учебных заведений, на проблемах «внутри» образования (напр. Национально-этнические различия и противоречия: школы для белого, черного и цветного населения в США).

Изменения в предметном поле соц. образования
Ведущее исследовательское направление отрасли – анализ образования как одного из наиболее фундаментальных факторов развития современного общества (хотя и внутренние проблемы образования тоже изучались)
Задачи соц. образования согласно «Словарю социологии» (1988):
• Изучать распространение образования и его влияние на соц. мобильность
• Выявлять различия между соц. классами в образовательной сфере и объяснять их
• Описывать взаимодействия ученика и учителя
• Проведение эмпирических исследований учительских методов с целью обнаружения их эффективности
Изначально предмет и объект соц. образования были эмпирически конкретны (учебные заведения, их системы, управление ими, взаимодействие групп в учебных заведениях). Потом предмет соц. образования стал представлять из себя анализ образовательной деятельности, ее форм и содержания и т.д.
Исследования образования испытали на себе огромное влияние парадигмы структурного функционализма (роли, статусы, структура, взаимодействия и т.д.)

Причины возрастания интереса к соц. образования:
• Отставание США от СССР в освоении космоса
• Запаздывающее реагирование систем образования на требования НТР
• Студенческая революция 1968 года, требовавшая демократизации высшей и средней школы
Возникла ситуация кризиса образования. Вскоре она стала рассматриваться не только как национальная, но и как мировая. Выход из кризиса может быть предпринят только совместными усилиями ряда стран.

В 60-90е годы сложились 2 позиции в оценке предмета соц. образования:
Французская
В ходе углубленного изучения проблем соц. интеграции соц. образования обратилась к анализу:
• Семейного образования
• Социоантропологии детства
• Неформального образования молодежи и т.д.
• Природа знаний и ценностей, лежащих в основе социализации
• Исследование непрерывного образования
• Демократизация образования
• Неравенство в образовании
Американская
• Связь образования с соц. процессами (стратификация, мобильность, неравенство)
• Образование и экономика, политика, религия

Характеристики образования ( по материалам зарубежных учебников по социологии):
• Образование – это соц. институт для передачи знаний и умений, равно как культурных норм и ценностей. Возникновение образования – это ответ на потребность в грамотной и дисциплинированное рабочей силе.
• В рамках парадигмы структурного функционализма: образ-е – фактор успешной интеграции и социализации, сохранения культурных ценностей, соц. контроля. Образование – это капиталовложение, которое приносит пользу и человеку, и обществу.
• В рамках парадигмы конфликта: образование пронизано борьбой различных соц. групп, дискриминацией, неравенством
• Абсолютная или функциональная неграмотность большого числа населения планеты
• Кризис государственного школьного образования

Мангейм
• Образование интегрально и фрагментарно
• Социальная обусловленность образования
• Образование – соц. феномен
• Взаимосвязь образования и политической активности

Бергер, Лукман (феноменология)
• Образование – фактор развития общества
• Природа образования связана с восприятием знания
• Проблема первичной и вторичной социализации