• функции образования – это объект связи между системой образования и другими социальными системами.
• это наиболее устойчивые направления воздействия образования на основные сферы общественного развития
• с одной стороны – обеспечивают целостность
• с другой стороны – поддержание собственного существования
• функции – универсальны, не все функции переводятся в задачи
В социальной сфере:
1. Гуманистическая - система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие
2. Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводство.
3. Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов — привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.
4. Активизация социальных перемещений. Образование становится главным каналом социальных перемещений, как правило, восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу.
5. Социальная селекция. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого — уровень способностей, для выявления которого используются тесты.
6. Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).
7. Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения.